Будда и его учение

назад


Ваш ум – всё.

Вы становитесь тем, о чём думаете.

Будда


 

Сиддхартха — принц Капилавасту, родился в 563 году до нашей эры у царя Гаутамы, в княжестве северной Индии, на территории современного Непала. Отцу Сиддхартхи было предсказано, что царевич откажется от престола и станет аскетом, если хотя бы раз в жизни увидит старика, больного или мертвеца.

Царь Гаутама сделал все, чтобы создать условия, при которых сын никогда бы не видел болезнь, смерть или старость. С детства Сиддхартха был окружен только красотой и роскошью, царь полностью оградил его от общения с внешним миром. Принц вырос, женился, у него родился сын, — но пророчеству суждено было сбыться.

Сиддхартха увидел и старость, и болезнь, и смерть. Глубоко потрясенный, он оставил дворец и начал свою аскетическую жизнь. Он изучал «Веды», но книги не смогли научить его тому, как победить страдания. Он учился йогической медитации у брахманов, но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения покидал учителей, которые не могли дать ответы на его вопросы. Затем он, и пять его спутников стремились достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Будучи на грани смерти от истощения, он обнаружил, что эти суровые методы не продвигают его в понимании того, как освободиться от страдания. Сиддхартха принимает решение идти своим путем. Он отказывается от аскезы и отправляется странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достигает рощи неподалёку от Гайи.

 

Сев под деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, Сиддхартха поклялся, что не встанет, пока не найдёт Истины. Несмотря на козни демона Мары (санскр. «разрушение», «гибель»), который попытался нарушить его сосредоточение, Гаутама остался непреклонен . На сорок девятый день медитации он достиг Просветления, и стал называться «Буддой», что означает «Пробуждённый».
В момент глубокого сосредоточения Сиддхартха полностью осознал причины человеческих страданий, а также способ для устранения этой причины.

Это постижение легло в основу учения о «Четырёх Благородных Истинах»:

  • Первая Истина – дуккха: «Жизнь есть страдание».
  • Вторая Истина – самудая: «Источник страдания».
  • Третья Истина – ниродха: «Прекращение страдания».
  • Четвертая Истина – марга: «Есть путь, ведущий к прекращению страдания».

 


Ваши страдания вызваны вашим сопротивлением проявлениям, как они есть.

Будда


Указанный Буддой путь прекращения страданий состоит из восьми правил, называемых Благородным восьмеричным путём или еще его называют Срединным путем т.к. он лежит между двух крайностей – мирскими удовольствиями и суровой аскезой.
Он включает в себя:

  • Совершенное воззрение – и это, прежде всего, глубокое осознание Четырёх Благородных Истин, осознание непостоянства этого обусловленного мира, нашей привязанности к нему, и, как результат этой привязанности — наши страдания, но это еще и видение своего потенциала, виденье, что, и ты, и все чувствующие существа изначально обладают Просветленной Будда-природой.
  • Совершенное намерение – это принятие твёрдого решения идти путем Будды, ведущему к Освобождению, преодоление всех негативных, мешающих эмоций, таких как вожделение, зависть, злость, самолюбие, гордыня, и взращивание, культивирование в себе любящей доброты, сочувствия, сострадания ( Бодхичитты) по отношению ко всем живым существам. 
  • Совершенная речь – это отказ от лжи, грубых слов, непристойности, клеветы и сеющих распри слухов. Речь должна быть осознанной, полезной для других, мы должны говорить только о том, о чем действительно думаем или чувствуем. Совершенная речь способствует согласию, гармонии и дружеским отношениям.
  • Совершенное действие – это отказ от убийства, воровства и неправильного поведения в целом. Любое действие определяется состоянием ума, в котором его совершили. Вести правильную жизнь – это значит отказаться от эгоизма и корысти, поступать исходя из из любви и сострадания к другим живым существам.
  • Совершенный образ жизни – это прежде всего каким образом мы зарабатываем на жизнь. Правильные средства к жизни подразумевают, что практикующие не должны заниматься делами, которые прямо или косвенно ведут к нанесению вреда другим живым существам (торговля живыми существам, изготовление и продажа оружия, производство и торговля алкоголем и наркотиками, любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства преступными путями). Совершенный образ жизни включает также отказ от излишеств.
  • Совершенное усилие – это усилия, направленные на работу над собой, это усилия, которые мы прилагаем, следуя по духовному пути для  достижение состояния полной осознанности и Пробуждения. Привычки, внутренняя инерция очень сильны в нас, поэтому очень важно разбираться с собой, что такое ум, и что в нем содержится, как он работает. Это постоянная, непростая, кропотливая и работа, и здесь нам понадобиться, именно, те правильные усилия, которые помогут нам сделать ум более стабильным, спокойным, и продвинут нас на пути к Освобождению.
  • Совершенное осознание это осознанный подход к своему телу, своей речи, к своим мыслям, эмоциональным и ментальным движениям нашего ума. В начале Пути, мы легко отвлекаемся, перескакивает с одного предмета на другой, с одного желания на другое, мы рассредоточены. Применяя на практике методы, данные Буддой, наш ум все больше успокаивается, развивается осознанность, внимательность, мы начинаем видеть себя ни как нечто неизменное и реальное, а  как скопление неких физических и психических состояний, непостоянных и взаимозависимых друг от друга. Продолжая практику, мы приходим к тому, что наш ум становится безмолвным, исчезают все мысли, остается только чистое и ясное осознание.
  • Совершенное сосредоточение – это можно определить, как стабильное и устойчивое состояние ума, его сосредоточенность и одно направленность. Это высшая точка всего процесса движения от непросветленного состояния ума к просветленному. Это достижение более высокого уровня бытия и сознания, обретение совершенного видения.

Думать, что кто-то другой может сделать тебя счастливым или несчастным, — просто смешно.

Будда


Идя этим Благородным восьмеричным путём, путем самосовершенствования, мы замечаем насколько меняется наша повседневная жизнь во всех аспектах. Преображаются наши восприятие, ощущения, отношение к своим жизненным задачам и окружающим нас живым существам. И этот путь является совместным развитием в себе всех воззрений, намерений, действий, усилий, сосредоточений. Опыт ясного и не двойственного восприятия — это то что мы обретаем на этом пути,  так же приходит осознанное, разумное понимание приложения своих усилий, своего жизненного времени, развивается Бодхичитта (Сострадание), и здесь уже нет места нашему «эго», мы всецело направлены на помощь живым существам, которые нас окружают.  Мы становимся более свободными и счастливыми.