О линии передачи

назад

Статья Барвея Дордже о линии Баром Кагью

Будда Шакьямуни

Более 2500 лет назад Учение Будды широко распространилось по территории Индии и близлежащих территорий во времена Будды Шакьямуни. После его ухода в Паринирвану, ученики хотели сохранить Учение от разделения и проводили буддийские соборы. Самые древние школы берут своё начало от единой Махасангхики, как например, Тхеравада, (тхера на пали — старый). Тибетский Буддизм, как направление Великой колесницы, восходит от направления Муласарвастивады, которая берёт свой исток от Сарвастивады (на санскрите сарва означает всё, и асти — есть). В настоящий момент есть четыре большие школы Тибетского Буддизма: Ньингма, Кагью, Гелуг, Сакья, — внутри каждой из них есть более тонкие направления. Как например, в Кагью: Карма Кагью, Баром Кагью и другие. В то же время, держатели линий имеют передачи практик и поучений любой из вышеперечисленных линий.

Гуру Падмасамбхава

Первый мощный толчок распространения Дхармы в Тибете связан с именем Гуру Пахмасамбхавы, великого мастера дзогчен и тантры, учившего здесь в VII веке н.э. Для всех последователей Ваджраяны Падмасамбхава – «второй Будда», воплощение совершенного тантрического знания. На учения Гуру Ринпоче («Драгоценного Учителя») опирается древнейшая из четырёх больших школ тибетского буддизма – Ньингма.Школы новых тантр, Сарма, возникли на рубеже первого и второго тысячелетий, когда в Тибет после долгого периода упадка Дхармы пришла волна новых учений и переводов из Северной Индии.

Школа Кагью – одна из трёх больших школ Сарма, наряду с Сакья и Кадам (впоследствии Гелуг). Само слово «кагью» означает устную передачу учений, что характерно для тантрической традиции в целом. Несмотря на существование множества подшкол внутри традиции Кагью, в основе всей этой традиции лежат Махамудра и Шесть йог Наропы. 

Тилопа

Большинство ветвей традиции Кагью восходят к индийскому махасиддхе Тилопе (988–1069). Махасиддхи (на санскрите великие сиддхи) – это люди, достигшие Просветления и чудесных способностей, следуя тантрическому пути. Тилопа получил немало передач Ваджраяны, но подлинное духовное постижение обрел во время своей практики в затворе, получив учение от самого Будды Ваджрадхары, который считается в Ваджраяне символом просветленного ума. Это означает, что учения Кагью не даны конкретными людьми, а являются выражением изначального состояния ума, олицетворяемого Ваджрадхарой.

Как масло – сущность кунжута,
Так природная мудрость врождённа;
Хотя она есть в сердце всех живых существ,
Её не узнать, если не подскажет гуру.

Так пел Тилопа, празднуя постижение истины, и все, кто услышал эту песню, немедленно перенеслись в страну дакини. Махасиддхи часто вели довольно экстремальный образ жизни, на поверхностный взгляд несовместимый с духовностью и добродетелью. Благодаря этому они и достигали недвойственности, выхода за пределы привязанности и отвращения.

Кроме того, Тилопа получил учения и посвящения от Ваджрайогини, царицы дакини, совершив путешествие в её Чистую Страну.

Наропа

Главным учеником Тилопы был индиец Наропа (1016–1100). Блестящий ученый, ректор буддийского университета в Наланде, он однажды осознал бессмысленность книжных знаний, оторванных от практики. Узнав от явившейся ему дакини о великом йогине Тилопе, Наропа отправился на его поиски. Тилопа подверг Наропу многим суровым испытаниям, но в конце концов передал ему учение о Махамудре и цикл тантрических практик, известный ныне под названием Шесть Йог Наропы. Эти учения и легли в основу традиции Кагью, а история ученичества Наропы стала одной из самых известных и популярных в тибетском буддизме.

 

Марпа

От Наропы передачу получил Марпа (1012–1079), первый тибетец в линии. Его тибетское прозвище Лоцава означает «Переводчик»: он внес большой вклад в распространение Дхармы в Стране Снегов, переведя немало текстов с санскрита. Предприняв несколько путешествий в Индию и Непал за новыми буддийскими текстами, еще не известными в Тибете, Марпа провёл там немало лет и получил учения у 108 учителей. Он стал главным учеником Наропы и великим мастером Ваджраяны. Другую важную линию передачи Махамудры, восходящую к выдающемуся махасиддхе Сарахе, Марпа получил у Майтрипы. Марпа был женатым человеком, многого он добился своим трудом и в повседневной жизни. Его жизнь может послужить примером того, как преодолеть разрыв между мирским и духовным, между нашими обычными занятиями и практикой Дхармы.

Миларепа

Величайшим учеником Марпы стал легендарный тибетский йогин и поэт Миларепа (1052–1135). Он рано осиротел. Отец, умирая, совершил роковую оплошность, при живой жене передав опёку над детьми и домом своей сестре. Та вместе с мужем попросту присвоила себе всё добро, а Миларепа с сестрой и матерью оказались на положении работников. Повинуясь матери, Миларепа обучился тантрическим ритуалам разрушения, чтобы отомстить своим обидчикам. Он убил 35 человек, разрушив дом дяди и тётки во время празднества. После этого Миларепа искренне раскаялся и посвятил всю оставшуюся жизнь Дхарме, став учеником Марпы. Поначалу учитель долго и жестко испытывал решимость Миларепы, помогая ему в то же время очиститься от дурной кармы. Марпа давал Миларепе тяжёлую и бессмысленную работу, заставляя строить и разрушать дома, и только после этого начал его обучать. Когда все наставления были переданы, Миларепа под руководством Марпы провёл двухлетний ретрит. Затем Марпа попрощался с учеником и отправил его в горное отшельничество, предсказав, что Миларепа достигнет выдающейся реализации и станет столпом линии Кагью.

Посетив родные места, Миларепа нашёл на развалинах родного дома кости матери и глубоко осознал страдание перемены. Уговоры бывшей невесты и сестры-нищенки не поколебали его решимость продолжать практику в отшельничестве. В горах Миларепе пришлось нелегко: обычно тибетские крестьяне поддерживали буддийских йогинов, но Миларепу ненавидела вся округа, помня его злые дела. Долгое время Миларепа медитировал в горных пещерах, питаясь только похлёбкой из крапивы и одеваясь в лохмотья. Он стал мастером йоги внутреннего жара (туммо), которая не только принесла ему высокий уровень постижения, но и защитила от зимней стужи. С тех пор его и прозвали Репа – «носящий хлопковую одежду» (настоящее имя Миларепы – Мила Тхёпага). Миларепа достиг состояния Будды за одну жизнь и обрёл сиддхи Махамудры. Он мог летать в небе, проходить сквозь скалы и оставлять на камнях отпечатки ладоней и ступней. Все признали в нём великого йогина и оказывали знаки почтения; многие тибетцы стали его учениками. Для всех школ тибетского буддизма Миларепа – пример практика, достигшего Просветления на пути Ваджраяны. Почитают его и как великого поэта, оставившего множество назидательных песен.

Гампопа

Главным учеником Миларепы был Дже Гампопа (1079–1153), который был известен также как искусный врач и писатель. В молодости потеряв жену и детей во время эпидемии, он глубоко постиг бессмысленность обычной мирской жизни и принял монашество в школе Кадам. Через несколько лет он услышал о Миларепе и испытал совершенно необычное чувство преданности и веры. Гампопа отправился на поиски учителя. Миларепа принял его в число учеников, раскритиковав кадампинский подход к духовной практике: «Масло никогда не извлекается из песка. Чтобы увидеть природу ума, следуй моей йоге жара». Миларепа передал Гампопе посвящения, практики йоги и учение о Махамудре – подлинной природе ума. Несколько месяцев Гампопа осваивался с новыми практиками под руководством Миларепы. Он испытывал очень мощные переживания и видения и в конце концов достиг глубокого постижения природы ума. Затем Миларепа попрощался с Гампопой, отправив его в отшельничество и предсказав, что он сможет достичь полного Просветления.

Через много лет у Гампопы стали появляться ученики, и он основал первый кагьюпинский монастырь, тем самым заложив основы монашеской традиции в школе Кагью. В это время он написал много книг, ставших основополагающими текстами этой традиции.

Кармапа

Главный ученик Гампопы — Дюсум Кхьенпа, первый Гьялва Кармапа (1110–1193) стал основателем школы Камцанг, чаще называемой Карма Кагью. Получив учения линии Кагью от Гампопы и Речунгпы, другого выдающегося ученика Миларепы, Дюсум Кхьенпа отправился в отшельничество и продолжал практику, пока не достиг Просветления. Впоследствии он основал свой первый монастырь, а затем и второй, в Цурпху, ставший главным монастырём Карма Кагью.

Кашмирский учёный Шакья Шри провозгласил, что это сам Кармапа, воплощение просветлённой активности всех Будд, появление которого предсказано Буддой Шакьямуни в Самадхираджа Сутре. Дакини подарили Кармапе чёрную корону, сплетенную из их волос и дарующую знание трёх времён – прошлого, настоящего и будущего. Кармапа способен в полном сознании перерождаться на благо всех живых существ. С тех пор линия Кармап стала стержнем традиции Карма Кагью и даже послужила образцом для создания в тибетском буддизме особого института тулку – перевоплощающихся йогинов. Перед смертью каждый Кармапа оставляет письмо, в котором подробно описаны детали предстоящего нового рождения. Все Кармапы были великими йогинами-чудотворцами и выдающимися учёными.

Баром Дхарма Вангчуг — основатель Баром Кагью

Баром Дхарма Вангчуг (1127 — 1199) родился в области Гава Юлна в Пеньюле. Праотцы этого клана Дакарва были одними из семи тибетцев, которые первыми приняли монашеские обеты, и некоторые министры ранних тибетских царей Дхармы. Его отец — Донба Джунгне Лодро, и его мать — Джомо Лочунгма. У них было трое сыновей, среди которых Баром Дхарма Вангчуг был средним по имени Бумгьяб. Репа Цултрим Тарчин дал Чогьялу Ринпоче реликвии Баром Дхарма Вангчуг 900-летней давности, которые он получил от его коренного учителя.

В возрасте семи лет он принял монашеские обеты от наставника Богава Тарма и инструктора Вангчуг Шонну, и получил имя Дхарма Вангчуг. В дальнейшем он изучал учения Кадампа известного Тролунгба Лодро Джунгне (11-12 века), великого последователя Нгог Лотцавы (1059 — 1109), Геше Ботова (1031? — 1105), и Геше Джаюлва (1075 — 1138).

В возрасте 20 лет, вдохновлённый йогином и из преданности Гампопе, уже развившейся у него ранее, когда он всего лишь услышал имя этого мастера, он отправился к трону Гампопы. Во время церемонии на 10-й день месяца, он увидел Гампопу напрямую как Ваджрадхару и остался с ним в качестве неустанного служителя на шесть лет. Он получил полную передачу линии Кагью, и одновременно в нём озарилась реализация без единого препятствия.

В частности он тренировался в практике иллюзорного тела днями и ночами. Наконец, в 1153 году Гампопа сказал ему пойти в Баром и практиковать там, потому что это место благословлено многими великими мастерами, такими как Марпа Лоцава (1012 — 1097). Однако Дхарма Вангчуг искренне просил Гампопу разрешить ему остаться с ним до конца жизни. Гампопа сказал: «Баром, пожалуйста, иди. Давай на последующие 33 года мы останемся друг для друга, как отец и сын». После этиз 33 лет Гампопа ушёл в Паринирвану. Хотя многие, например, племянник и ученик Гампопы, Гомцул (1116 — 1169), советовали ему остаться в Гампо, но он последовал указанию Гампопы и отпраивлся на север в Баром.

Начиная с 1154 года он семь лет находился там в одиночном ретрите, в Дза Телу Ринченбунг. В основном он содержал себя силой его медитативной концентрации. В течение этих лет он пел 29 циклов великих Дох*, таких как призывание к Ламам Кагью. Далее он путешествовал в Кхам, его поддерживал большой чиновник Еше Сал. Он остановился в Гьёту Трагар на 3 года, где наставлял бесчисленных последователей, там его окружало много Геше.
Всего он ездил в кхам 3 раза и основал монастыри Гоцо и Лоде. В 1176 года он уехал в Чипар Лхаканг, где спонсор Тартрава поднёс ему своих сыновей, лошадей и так далее. Дхарма Вангчуг положил свои руки на голову одному из этих маленьких мальчиков, которые сидели в семейной кочевой палатке, и сказал: «Я даю тебе посвящение через ОМ А ХУНГ. Ты станешь сиддхом и принесёшь благо живым существам». Позднее этот мальчик стал его главным учеником, Тишри Репой (1164 — 1236).

Однажлы он вернулся в Баром и построил там храм и монастырь на стороне, где находится Красная Скала. Он показал бесчисленное количество знаков достижения сиддхи и даровал настяаления в Дхарме многим ученикам. Также он встретился с основателем школы Далунг Кагью, Далунг Тангпа Даши Бал (1142 — 1210), основателем школы Дрикунг. Последнего он встретил по пути в Намра. Он получил несколько наставлений о Бодхичитте и Махамудре от Джигден Сумгон, приняв у него совершенное прибежище и служа ему так, что подносил ему своих учеников. Во время его ухода в Паринирвану возрасте 72 лет было видно множество чедесных знаков.
В основном Баромпа Дхарма Вангчуг сопровождал многих учеников, объединяя Махамудру изначальной природы и Махамудру блаженство-пустоты в сутре и тантре. Таким образом он стал основателем линии Баром Кагью, чьи поучения широко распространялись (по большому счёту, Тишри Репой), и в последствии Баром Кагью стала одной из четырёх величайших линий Кагью. Среди его многочисленных учеников самыми основными были «четыре великих сына», например, Дсетром Вангчуг Сенге, «четыре ближайних ученика», среди них — Трага Лхадон, и «пятеро сыновей держателей линии», такие как Тишри Репа. Тишри Репа в последствии стал учителем китайского императора («Тишри» означает императорский наставник) и демонстрировал множество чудесных сил при дворе.
За ним последовал Репа Гарбо, как за высшим главой линии Баром, так и как за имперским учителем. Репа Гарбо был даже более реализованный, чем Тишри Репа. За ним последовал Цангсар Люме Дордже, который был возмедён на престол центральным тибетским царём Чогьялом Пагпа, в качестве главы линии Баром и как местный правитель Цангсар в провинции Нангчен в восточном Тибете. Оба его поста продолжил Джангчуб Шонну и его преемники.

Линию Баром Кагью продолжают возглавлять из поколения в поколения многие Великие Учителя. Это редкая Линия Махасиддхов, сохранившаяся до наших дней в неизменённом чистом виде от Учителя к ученику на прямую. Являясь Линией практики а не теории. Мы имеем счастье тоже встретиться с этой редкой Линией тайных и очень эффективных знаний. Получать передачу и применить на практике и достичь Высшей Реализации.

На сегодня одним из держателей этих тайных знаний является Репа Цультрим Тарчин.

Баромпа Дхарма Вангчуг, Тишри Репа Шераб Сенге и Линия Баромпа. Все они были и являются ныне великими Репами

Линия Баром Кагью

Песнь о немногих

Немногие люди действуют из преданности и уважения
К Гуру, неотделимому от трёх кай.
Немногие люди откликаются
На советы доброго гуру.
Немногие люди хранят
Трёхчастные обеты самай.
Немногие люди применяют на практике
Инструкции, что есть сердечная сущность ума (гуру).
Немногие люди усердствуют
В их спонтанном настоящем внутреннем тепле.
Немногие достигают мастерства
В медитативной концентрации сокровища небес.
Немногие по-серьёзному вовлечены
В тонкие и истинные действия и их плоды.
Немногие отрекаются от всего,
Чтобы практиковать ради живых существ.
Немногие зарождают любящую заботу
К их матерям, живым существам шести миров.
Немногие понимают,
Что природа сансары — страдания.
Немногие не уклоняются
От взгляда неизменной пустоты.
Не у многих ум непосредственен
В медитации, свободная светоносность.
Нет притворства у немногих** 
В поведении, и равностность даже во вкусе.
Немногие не привязаны
К их опыту, разнообразию плодов условий.
Немногие свободны от надежд и страхов
По отношению к спонтанному достижению цели.
Немногие не вовлекаются умом,
Когда речь об абсолютном, за пределами ума.
Немногие не привязаны к плохому-хорошему,
Недвойственности возникновения и ума, не имеющего источников.
Немногие не отвлекаются
От непринуждённого обычного ума.
Немногие не привязаны
К единому вкусу, неомрачённому блаженству пустоты.
Немногие незапятнанны
Относительно обнажённого осознавания, что не есть нечто.
Немногие объединяют
Два потока методов и мудрости.
Немногие в тоске стремятся
Действовать сверх сил в делах, чем нет конца.
Немногие понимают,
Что кажущиеся отражения их скрытых стремлений иллюзорны.
Немногие осознают
Нерождённый ум сам как таковой.
Немногие входят в медитативное равновесие и жизнь в промежутках
Внутри беспрепятственной сущности.
Не у многих беспорядочные мысли
Высвобождаются на их же месте.
Не у многих эта свободная мыслей нерождённая природа
Рассветает как Дхармакая.
Не для многих это иллюзорное тело, Мандала Победоносных,
Сияет как Самбхогакая.
Немногие понимают
Эту великую пустоту-сочувствие как Нирманакаю.

— Баром Дхарма Вангчук

* — Доха — это форма двустишия в размере Матрика. Этот жанр поэзии впервые стал распространенным в Апабхрамше и широко использовался в поэзии на языке хиндустани.

** — Нет притворства у немногих — переведено с английского: «…There are few people who have no pretense, with regard to conduct, the equality of even taste…»