Как выбрать подходящую практику?

назад

Это очень хороший вопрос для тех, кто хочет практиковать серьёзно, это самый важный вопрос, который каждому практикующему следует задать себе. Перед выбором метода практики важно определить, чем точно является практика. Как только вы поняли, что она значит, тогда найти метод тренировки будет просто. Тогда вы естественно поймёте, какой метод правильный для вас.

Для чего нужна практика?

Для меня практика значит преобразование, улучшение. Как вылечивать самих себя. Практику можно понимать как: тренировку ума или тренировку поведения. Тренировать ум, тренируя поведение или тренировать поведение, тренируя ум. Многие люди думают: «Я хочу начать практиковать» или говорят: «Я практикую каждый день». Однако многие люди не знают, что им следует практиковать, или даже что они практикуют.

Как пациент, нуждающийся в лечении, сначала должен определить, что у него за болезнь, и потом узнать, к какому доктору идти и какое лечение принимать: если вы хотите практиковать, вам необходимо сначала проанализировать, какой характер или ваше поведение нужно изменить.

Ум существ в сансаре содержит 5 ядов: жадность, гнев, невежество, гордыня и зависть или сомнение. Они в свою очередь порождают беспокойства и страдания, которые нужно пресечь практикой. Уровень жадности, гнева, невежества, гордыни и сомнения или зависти у всех отличается. У некоторых более глубок уровень жадности, у других больше гнева, например. Поэтому вам нужно сначала проанализировать, что из этих состояний приносит вам больше неприятностей и страданий.

Например, я каждый день более 10 лет посещал утренние и вечерние медитационные сессии в монастыре. Также я изучал Буддийскую философию в Шедре (Шри Дивакар Вихара Буддийской Академии); но в то же время я не понимал достаточно ясно, что я практикую.

Однажды я медитировал в одиночестве в Шедре, и во время медитации мой Йидам Манджушри наставлял меня, что мне следует сначала обнаружить и проанализировать мои собственные недостатки, а затем сосредоточить мою практику на работу с ними. В то время уровень гордыни в моём уме был относительно глубок. Тогда я чувствовал, что я был великим перерождением, как живым Буддой, и мои достижения и преподавание были достаточно хорошими. Поэтому я думал, что я очень могущественен и не мог спуститься на землю. Я был настолько высокомерен, что не мог видеть землю, а только небо. Это продолжалось до тех пор, пока неожиданно я не понял, что хотя я и практиковал долгое время, я не знал, что я практиковал; итак я проанализировал и нашёл этот этот мой недостаток, и сосредоточил мою практику на то, чтобы развиваться в лучшем ключе.

Какой метод выбрать?

В Буддизме 84000 методов, и все используются для тренировки ума живых существ. Есть методы Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны. Некоторые люди практикуют сочувствие всю жизнь и достигают освобождения; кто-то медитирует всю жизнь и достигает освобождения; другие обретают мудрость, изучая Буддизм всю жизнь и достигают освобождения.

Какая практика для вас подходит?

Если у вас достаточно мудрости, вы можете для себя проводить исследование и анализировать, правилен ли метод для вас, используя ваши ощущения и шестое чувство; если вам нужно руководство, вы можете найти учителя, который поможет вам в этом исследовании. Учитель, который понимает вас, должным образом направит вас к выбору практики, которая вам подходит. Конечно, у разных учителей разные методы.

Сложно сломать несколько спичек за раз, их проще ломать одну за другой. Точно также и с недостатками в каждом человеке; нельзя ожидать, что всё изменится сразу. Можно сказать, как если бы несколько мест в вашем теле нужно прооперировать. Однако из-за ограничения по времени возможно прооперировать только одну область за один раз. И самую худшую часть прооперируют в первую очередь, затем проблема будет решена шаг за шагом.

Ранее я уже обсуждал некоторые методы для уменьшения жадности. Чтобы устранить привычку быть высокомерным, я рекомендую метод пения мантры Манджушри. Визуализировать вселенную, где земля становится далёкой точкой, и ваше тело прекращает существовать, так вы достигаете состояния не-«я». Затем вы медленно возвращаетесь на землю и в ваше тело. Через эту практику человек становится скромным и понимает, что нет причин быть высокомерным. В результате высокомерие естественно будет всё уменьшаться и уменьшаться.

Короче говоря, до тренировки ума или поведения, вам нужно выписать все недостатки. У каждого есть недостатки, некоторые проявляются больше, некоторые меньше. Итак найдите дефекты, которые важнее всего уменьшить, и определите цель по проработке их в практике.

Во-вторых, метод практики можно найти, изучая Дхарму для себя. А также это возможно воплотить, найдя вашего учителя и позволив ему направлять вас шаг за шагом, в соответствии с особенностями вашей ситуации. Можно совместить оба решения.

В-третьих, самое важное — проанализировать эффект практики на вас. Проанализировать, подходит ли настоящий метод практики для вас. Если вы найдёте его эффективным, значит он правильный для вас. Если нет никакого результата, значит вам нужно сменить метод, который вы практиковали.

Последствия практики пустоты без сочувствия

В течение последних нескольких лет некоторые европейские студенты тибетского буддизма спрашивали меня дать инструкции, как практиковать пустоту (Шуньята). На последнем ретрите в Европе я подчеркнул, что лично я не думаю, что это сложно достичь пустоты. Я могу помочь вам обрести этот опыт за очень короткое время. Однако если у практикующих мирян не достаёт сочувствия и они обретают опыт пустоты слишком быстро, тогда кроется большая опасность.

Я верю, что практикующим мирянам не следует слишком стремиться обрести опыт пустоты. В основном, им следует работать над накоплением заслуг, очищением плохой кармы и улучшением их знаний о Буддизме. Затем, основываясь на установлении правильного буддийского взгляда, следует практиковать сочувствие и пустоту одновременно, так практика будет продвигаться в правильном направлении.

Пустота без сочувствия очень опасна

Есть три вида опыта пустоты:

  • Первый — это теоретический опыт, когда вы изучили теорию пустоты до определённого уровня
  • Второй — когда вы используете ваше мышление и воображение, затем вы думаете, что у вас опыт пустоты. Оба опыта ошибочные и иллюзорные
  • Третий — это действительный опыт пустоты

Когда я был в Буддийском институте, я медитировал в течение нескольких дней за раз. У меня было теоретический и интеллектуальный опыт пустоты и несколько реального опыта пустоты. В течение нескольких месяцев я чувствовал, что весь мир был пустотой, и всё было бессмысленно. Я не хотел жить. В особенности я чувствовал усталость от того, что я играл какую-то роль в этом фальшивом мире, в этой фальшивой пустоте. После нескольких месяцев в таком состоянии, я чувствовал себя пустым и тёмным. Затем мало-помалу мне стали неинтересны вещи, которые мне нравились до этого: еда, сон, развлечения и т.д. Все мои интересы постепенно исчезли. Я не хотел медитировать или читать Буддийские тексты, потому что я чувствовал, что всё было нереально.

Позже я понял, что причина, по которой я был в таком состоянии, был недостаток сочувствия. Если вы практикуете без сочувствия и просто пытаетесь ухватить пустоту. Это очень опасно, особенно для практикующих мирян. Если у вас недостаточно любящей доброты, недостаточно сочувствия, недостаточно заслуг, недостаточно чистоты и вы практикуете пустоту на этой основе: вы практикуете теоретическую или иллюзорную пустоту. Когда вы входите в такое состояние без руководства учителя рядом, вы действительно почувствуете, что больше нет мира, что нет рождения и смерти. Постепенно вы перестанете верить в причинно-следственную связь, и будете думать, что все существа иллюзорны. Затем вы ничего не будете чувствовать по отношению к вашей семье, любимым людям, вашим детям, и даже к вашим друзьям, работе, деньгам. ТАк каждый день интересы, такие как просмотр фильмов, встречи с друзьями, развлечения и т.д. постепенно исчезнут.

Вы когда-нибудь водили автомобиль? Когда вы ведёте, важны как газ, так и тормоз. Как вы думаете, было ли бы опасно, если бы не было тормозов, а был бы только газ? Практика пустоты — как газ, а сочувствие — как тормоз. Баланс этих двух важен. Если бы была только пустота без сочувствия, тогда вы бы не знали, куда вы идёте; вы бы просто продолжали идти, не имея понятия, где закончите идти.

Сочувствие — это ключ к пустоте

 

Многие великие мастера говорили практикующим мирянам, что им следует быть хорошими людьми, накапливать заслугу и очищать плохую карму. Накапливать заслугу здесь имеется в виду совершать благие поступки, ездить в Паломничества, освобождать животных, быть добрыми и сочувствующими ко всем живым существам. Очищать плохую карму означает не совершать плохие поступки и постоянно контролировать и избавляться от вредных привычек.

Почему те мастера хотят тратить время практикующих мирян? Почему они заставляют их продолжать накапливать заслугу, делая добрые дела десятилетиями? Почему бы им просто не рассказать правду о пустоте? После того, как у них был опыт, почему бы не позволить им войти в состояние пустоты так, чтобы путь освобождения был бы ясным? На мой взгляд, тогда не нужно было бы продолжать накапливать заслугу всю жизнь. Я думал, что практикующие, войдя напрямую в опыт пустоты, уже бы очистились и накапливали бы заслугу.

Сейчас я верю, что эти учителя не тратили время практикующих. Любящая доброта, сочувствие, накопление заслуги и очищение плохой кармы действительно важно. Будда также говорил о НЕ-проповеди пустоты людям, которые в действительности не заслуживают этого поучения. Это также одна из заповедей тантрических поучений. Если нет сочувствия, бесполезно достигать пустоты. Это то же самое, как если бы очень богатый человек дал бы вам его банковскую карту. Чтобы произошло, если бы вы неожиданно поняли, что все его деньги были на ней? Были бы вы счастливы? Конечно, вы бы были рады, но что если бы вы далее обнаружили, что у карты есть пароль, который вам не дали? Банковская карты без пароля — лишь бесполезный кусок пластика. Пустота без сочувствия — то же самое, что и заблокированная банковская карта. Если вы обрели опыт пустоты без сочувствия к живым существам, тогда пустота ничего не будет для вас значить.

Почему сочувствие так важно?

Например, почему ваше тело на земле, почему вы не тонете в земле, или не летаете в небе, или не исчезаете в воздухе, как водяной пар? Потому что действуют два очень важных элемента: один — это гравитация, которая стабилизирует ваше тело, другой — это сознание, которым является большое пространство, как вакуум. Если бы не было сознания; если бы было бы только тело, можно представить, что тело бы было, как камень, без души и без чувств. Если бы было только сознание без тела, мы были бы, как ветер, нестабильны, летали бы всё время; или как водяной пар, неспособными найти определённое место, медленно бы исчезали. Соединение тела и сознания вместе даёт такую структуру: один элемент помогает стабилизировать нас, а другой помогает давать нам пространство. Сочувствие здесь подобно гравитации, как она действует в отношении нашего тела. Все существа взаимодействуют, что является примером гравитации и тела, помогающим стабилизировать друг друга в этой жизни.

Практикующим нужно сочувствие, как метод практики, чтобы достичь освобождения и просветления. Практикующий без сочувствия может только переродиться в мире форм или без форм, или в полностью пустом месте. Если основание сочувствия не стабильно, опыт пустоты, который был достигнут, не будет являться абсолютным освобождением. Только сочетание пустоты и сочувствия будет являться абсолютным просветлением.

Высшее сочувствие — это Бодхичитта

Существует также много уровней сочувствия. Если вы практикующий мирянин, у вас уже, возможно, есть ребёнок, супруг(а) и родители, о которых нужно заботиться. Забота о ком-то требует силу любви, что тоже сочувствие, и это хорошее основание. Но если вы вкладываете всё ваше внимание только в небольшую область, тогда ваше сочувствие будет очень маленьким, и ваш потенциал истратится.

Как буддийский практикующий мирянин, вам нужно постепенно расширять диапазон сочувствия. Пока вы отвечаете за ваших родителей, детей, супруга(у), компанию, клиентов и т.д., вам нужно открыть сердце всем живым существам. Вам нужно помогать и заботиться обо всех живых существах также, как вы делаете это в вашей семье. Если вы испытываете сочувствие, когда ваш ребёнок плачет, а когда чей-то другой ребёнок плачет, вы чувствуете возмущение, — то это не правильно. Вам нужно обращаться со всеми детьми также, как и с вашим собственным ребёнком.

Высший уровень сочувствия — это Бодхичитта. Характеристика Бодхичитты состоит в том, чтобы развивать просветлённый настрой ради всех живых существ, и стать Буддой ради всех живых существ. Многие студенты спрашивали меня: «Почему буддисты Махаяны несут проблемы всех живых существ? Я заинтересован в освобождении и просветлении, а не в живых существах»ю

Очень важно понимать, почему нам нужно знать, как развивать Бодхичитту. Сочувствие ко всем живым существам на самом деле является силой для обретения Просветления. Прямо как мать, для которой её дети являются её силой, и она отдала бы всё, чтобы заботиться о них. Некоторые люди хотят вносить вклад на благо общества, компании, и это тоже становится силой. Все живые существа — сила для вас, чтобы стать Буддой, а не обуза или препятствие. Прямо как когда вы кладёте немного дерева и масла в небольшой огонь, и огонь становится больше.

Буддизм Махаяны делает акцент на практике сочувствия. Достижение освобождения таким путём быстрее и безопаснее. Некоторые поучения говорят, что это занимает особенно долгое время, чтобы стать Буддой. Буддизм Махаяны подчёркивает, что практика сочувствия сокращает процесс, и будет ещё более коротким, если добавить тантрические методы.

Стройте хорошее основание сочувствия сейчас. Когда ваша практика достигает определённого уровня, вы не захотите оставлять живые существа. Даже если весь мир в хаосе, ваше сочувствие к живым существам не изменит это. На этой основе, я гарантирую, вы достигнете пустоты.

Сохраняя осознавание природы Будды

В Тантре, природа Будды может быть показана всем живым существам так, что все могут открыть правду о себе. Природа Будды — пустота, пустота — природа Будды. Однако важно подчеркнуть характеристику природы Будды, которая выражается через недвойственность ясности и пустоты. Когда практикуя пустоту, вы не можете идти по направлению к «ничему», это будет опасно.

Я сейчас поделюсь очень важным трюком, о котором вам нужно помнить. Его применение послужит защитой и поможет вам в вашей практике так, что вы никогда не будете испытывать теоретическую или иллюзорную пустоту, ни медитативное состояние мира форм или без форм.

Это трюк — всегда оставаться осознанным о природе Будды во время практики. Когда вы практикуете Шине (Шаматха) и Лхактонг (Випассана), иногда вы будете входить в очень спокойное место, как если бы вы входили в самую глубокую часть океана. Если вы когда-либо занимались дайвингом, возможно, у вас был опыт, когда вы на глубине 10, 15, 20 метров, — весь мир становится тихим. Вам может показаться страшно, потому что кажется, больше нет пути назад. В практике, когда вы достигли очень глубокого состояния, чувствуется, что вы как будто вошли в вакуум, и всё исчезло, даже личность, которая медитирует исчезла. В такой ситуации есть опасность, вы не можете просто исчезнуть. Вам придётся иметь осознавание и поддерживать состояние осознавания будучи Буддой. В этот момент, не имеется в виду визуализация или мысли, говорящие «Я Дхармакайя, я Будда», — это лишь поддержание естественного, чистого, внутреннего состояния без примесей. Это естественное состояние является нашим изначальным умом, который является Буддой, Дхармакайей, природой Будды.

Если вы сохраняете непоколебимость, что «Я Будда», теоретические, иллюзорные опыты пустоты естественно перейдут в настоящий опыт пустоты. Это самый важный трюк.

Пусть все вы, читающие эту статью, вскоре найдёте подходящую практику для каждого из вас, и пусть это создаст условия для обретения вами освобождения на благо всем живым существам!

  • Всем успешной практики для блага чувствующих существ

    Если вам это нравилось, поделитесь этим с другими, чтобы больше людей могли почерпнуть из этого мудрость, спасибо.

    Пожалуйста, подписывайтесь на телеграмм канал, https://t.me/chogyalrussia

    Chogyal Rinpoche