Практика Шине

назад

Сосредоточься, и ты засияешь как бриллиант

Мы вместе практиковали шине в течение последних двух недель и изучали различные способы выполнения этой практики. Некоторым из вас удобнее медитировать на определенный объект с открытыми глазами, а некоторым удобнее наблюдать за дыханием с закрытыми глазами.

В следующих нескольких сеансах мы будем практиковать то как наблюдать за своими мыслями. Некоторые из вас уже заметили, что мысли могут быть главным препятствием или помехой тому, что мы называем «медитацией концентрации» или шине. Мысли, скорее всего, будут возникать в форме вопросов, вопросов о будущем, вопросов о прошлом, вопросов в прошлом и в будущем. 

Так что же делать с мыслями?

Отныне вместо того, чтобы воспринимать мысли как препятствие, вы превратите их в объект медитации, сделаете своими друзьями. Вы будете стараться лучше осознавать свои мысли, вы будете стараться наблюдать их, вы будете произносить их вслух, вы будете записывать высказанное вслух и вы будете уделять им свое внимание принимая их к сведению.

Важно знать, есть ли у кого-то психологические или психиатрические проблемы. Каким бы тонким они ни были, это важно, даже если это легкая форма депрессии. В этом случае я советую вам попробовать решить эти проблемы с помощью профессионала, а затем посвятить себя практике медитации.

Я имею в виду не только практику шине, но и любой другой вид медитативной практики. Особенно в случае с шине, это практика может зайти очень глубоко и если вы не сможете справиться с проявлениями, то это может оказаться чрезмерным для практикующего. Чтобы начать медитативную практику, вы должны начать с хорошего состояния психического здоровья.

Когда у вас есть условия для медитации, что вы делаете?

Я хочу поделиться некоторыми советами на случай, если кто-то почувствует, что у него не все хорошо в медитации и захочет преодолеть это препятствие. Лучший совет, который я могу дать, который я также получил от Ринпоче, от моего Гуру, Репа Цултрима Тарчина, — это принять прибежище перед началом практики шине.

Конечно, вы должны принять Прибежище и развивать Бодхичитту. Таким образом, по крайней мере, вы можете получить благословение Ламы, Дхармы, Будды, Сангхи.

Поскольку пробуждение Бодхичитты порождает открытость в ваших сердцах, то вы можете выполнять эту практику для всех живых существ. Тогда вы будете действовать не только для себя, но и для других, для детей, для родителей, для коллег, для партнеров, для друзей. Эта открытость поможет вам сформировать правильное состояние медитации.

Однако самое важное, что сказал об этом  Ринпоче — это «установление связи с Гуру». Установите эту связь с Гуру, поместив его над головой или если хотите в сердце, в зависимости от того, что вам легче. Установите эту связь, прежде чем приступать к практике шине. В это время вы зовете Ламу, просите его дать вам силы, отпустить все, просите благословения на выполнение практики, чтобы иметь возможность утвердиться в состоянии медитации. Вы просите Ламу направлять вас, вы просите Гуру поддержать вас. Объединившись таким образом с Ламой, вы позволяете быть всему таким, как оно есть, вы отпускаете это все. Вы можете успокоиться вот так, без ожиданий, без попыток что-то сделать, не ожидая ничего. Благословение Ламы настолько сильно, что когда вы его  получаете, все идет хорошо. Не имеет значения, шине ли это или любая другая садхана, что бы вы ни делали. Очень важно установить контакт с Ламой перед началом любой работы, любого проекта. Благодаря этой связи вы обретете внутреннюю силу, стабильность и душевное спокойствие, чтобы делать дальше все, что угодно.

Это одна из самых важных техник, которую я лично использую. Прежде чем практиковать шине, я принимаю прибежище. В этом акте я просто сдаюсь и отпускаю эго, прошлое, будущее, свою личность, концепцию знания, желание выполнять совершенную практику шине. Так я прекращаю все ожидания.

Не давите на себя слишком сильно, не принуждайте себя, покоритесь принимая Прибежище. Отпустите свои волнения, стресс, тревоги, все что появляется в вашем уме, отпустите это. Просто оставайтесь в состоянии объединения с Ламой, в состоянии принятия окончательного Прибежища и бодхичитты, которую вы реализуете для других людей. Глубоко объединитесь с Ламой.

Затем вы постепенно войдете в медитацию с благословением Ламы, Будды, Дхармы, Сангхи и Бодхичитты. Не делайте никаких визуализаций во время практики шине, только перед началом. Как только вы обретете силу благословения Ламы,  вы обретете спокойствие, вам будет легко войти в состояние медитации. Я бы сказал, что это один из тайных методов, которые я получил от своего учителя и сегодня я хотел поделиться им с вами.

Полезные советы из опыта

Второй важный момент — это опыт, который я также получил, будучи новичком. В первые дни практики шине с Ринпоче он всегда подчеркивал качество над количеством. Он часто говорил мне: — Нет, не делай сеансы медитации слишком долгими. Практикуйтесь недолго, но качественно.

Вначале я был очень взволнован и хотел делать это в течение 1 часа, 2 часов, 3 часов, 5 часов, но Ринпоче всегда подчеркивал, что лучше медитировать 5 или 10 минут, а затем расслабиться. Он рекомендовал мне открыть глаза, а затем вернуться, чтобы погрузиться глубже и так далее.

Он подчеркивал, что вначале ум подобен уму маленького ребенка. Например, когда вы просите ребенка что-то сделать, если он делает это долго и ему становится скучно или он устает, то он никогда не захочет делать это снова.

То же самое и с медитацией: медитируйте до тех пор, пока вы наслаждаетесь ею, а когда чувство пройдет, остановитесь. Тогда в следующий раз вам захочется сделать это снова. Таким образом, вы постепенно пробудите свой интерес, вместо того чтобы создавать чувство разочарования в своей практике.

Это похоже на то, как если бы вы занимались интенсивной йогой и через некоторое время в вашем теле накапливается ошибки и усталость, и вы не захотите продолжать.

Во время очень долгих сеансов ваши колени, спина, позвоночник, кости болят, ноги немеют, независимо от того, выполняете ли вы позу полного лотоса или полу-лотоса. В какой-то момент вы можете почувствовать, что ваша голова совершенно тупая и готовая взорваться, ваш ум блуждает и вы почувствуете тревожные ощущения. Возможно, вашему подсознанию не нравится такая активность и поэтому вы можете подумать: «Я больше не буду этого делать, это будет в последний раз». Поэтому вы должны генерировать энтузиазм и стимулировать практику радостным образом.

Мой совет состоит в том, что новички начинают это путешествие шине, делая короткие сеансы несколько раз в день. Я предлагаю, чтобы завершить 30 минут в день, вы делаете 10 минут утром, днем и вечером или возможно 15 минут два раза в день. Если некоторые из вас прекрасно справляются с непрерывными 30 минутами, нет никаких проблем делайте это таким образом.

Желательно найти подходящую позу, в которой ваше тело и ум чувствуют себя комфортно и вы можете медитировать с радостью. Лучше всего практиковать до тех пор, пока вы не почувствуете: “Вау, мне это нравится!”. Точно так же, как когда вам очень нравится какая-то еда и вы не переедаете, а едите ее в меру. Медитируйте до тех пор, пока вам не захочется сделать это снова и остановитесь на этом моменте. Не заходите слишком далеко, настойчивость и непрерывность очень важны. Я гарантирую, что если вы начнете любить медитацию, если она станет зависимостью, тогда это будет пожизненная практика.

Третий момент — это состояние ума, с которым мы подходим к практике медитации. Ринпоче также подчеркивал этот аспект, когда мы вместе практиковали шине. Он предупреждал меня: в медитации не напрягайся, не жди, ничего не заставляй, просто расслабься. Успокойте свое тело, расслабьте грудь и не беспокойтесь о том, каким оно должно быть или какого состояния вы хотите достичь.

Каково должно быть внутреннее отношение к медитативной практике?

Я проиллюстрирую это очень наглядным примером: что вы делаете, когда идете на пляж?

Вы приходите, ложитесь и что происходит потом? Вы просто лежите, вы расслаблены, вы не думаете ни о каких проектах, вы не думаете о том, когда закончится отпуск, вы не думаете о предыдущем отпуске, вы не думаете о стрессовых ситуациях. Вы просто лежите там, ваше тело полностью расслаблено, ум расслабляется с каждым дуновением ветра: вы остываете. Именно таким должно быть ваше душевное состояние.

Другой пример-когда вы ложитесь спать ночью. В этот момент вы не думаете: сейчас я буду крепко спать! Вы ничего не ждете, у вас нет ожидания, что сегодня ночью я получу тот или иной вид сна. Вы просто расслабляетесь и засыпаете. Таким же должно быть и отношение в медитации.

Однако есть тонкая разница между тем, когда вы ложитесь спать или загораете и когда вы медитируете. Обычно, когда вы загораете или ложитесь спать, вы полностью засыпаете. Это еще одно препятствие в медитативных практиках, которое иногда возникает из-за физической и умственной тупости и психических заболеваний. Поэтому в медитации изначально мотивация к расслаблению и способ достижения этого тот же, что и при загорании, но теперь вы должны оставаться сознательными. Это означает, что осознавание тела и осознавание ума всегда присутствуют. Сознание немного проснулось и осознает, что оно осознает. Внимательность присутствует во всем, что происходит в любое время. С другой стороны, когда человек засыпает, нет никакого сознательного состояния, нет никакого соотношения с каким либо объектом, есть только эта чернота.

Возвращаясь к практике шине, вначале осознавание дыхания, телесных ощущений поможет вам поддерживать это осознание. Таким образом, дыхание может быть якорем, или ощущение тела может быть якорем для поддержания этого сознательного состояния.

Когда вы открываете глаза и смотрите на определенный объект этот объект становится якорем для этого осознанного осознавания, он поможет вам поддерживать это осознанное осознавание в то же время, что вам нужно поддерживать это полное физическое и умственное расслабление, так же как когда вы загораете. В этом разница с процессом засыпания.

Итак, в медитации вам сначала нужно расслабиться как в тот день на пляже, а затем, на втором этапе, вам нужно привязать осознание к сознаванию. Это закрепление может быть определенным внешним объектом, ощущением дыхания или ощущением физического тела. Это поможет вам сохранить осознанность. Это очень важно и на сегодня все.