Да, во время медитации возникает много тревожащих нас мыслей и эмоций. Однако не это главный вопрос, что более важно, так это точка зрения, которую вы принимаете в этом случае. Как же вы хотите видеть свои негативные, тревожащие вас сильные мысли, когда практикуете медитацию?
Существует два метода борьбы с так называемыми негативными, тревожными мыслями и эмоциями, когда они возникают в медитации.
Первый метод состоит в том, чтобы попытаться воспринимать их следующим образом:
Когда они возникают, то вместо того, чтобы классифицировать или вешать на них ярлык как плохие, беспокоящие или негативные; вместо того, чтобы пытаться избавиться от этих чувств, ощущений или эмоций, примите другую позицию — Что бы ни возникало в медитации, не пытайтесь подавить это, примите это с состраданием и с любящей добротой. Все эти тревожные и даже негативные мысли, также являются частью вас самих. То, что появляется во время медитации, является частью вашего сознания, это неотделимо от вас. Это не какой то придаток, а это часть вас самих.
Поэтому, вместо того, чтобы отвергать их, подавлять или признавать их объективное существование, тем самым видя в них причину своих неудач, лучше научитесь использовать свои мысли, приняв и поняв их. С любовью, с заботой, с нежностью, не осуждая их, не ставя их в категорию, не навешивая на них ярлыков, как это делает мать-земля. Всё на этой земле — хорошее или плохое, лекарство или яд, человек или животное, дерьмо или пища — она принимает это, не отвергая и не отбрасывая.
Итак, это метод номер один. Когда возникает какая-то негативная мысль, не чувствуйте себя виноватым, не пытайтесь избавиться от неё; вместо этого дайте ей пространство, примите её, примите её, уважайте её, поймите её, почитайте её. В этом заключается суть первого метода.
Если вы примените этот первый метод, результат будет намного лучше, чем когда вы подавляете, отвергаете или пытаетесь избавиться от так называемых негативных мыслей или беспокоящих эмоций. Если вы можете применить это в медитации, то в повседневной жизни, когда возникают те же мысли и чувства, вы также это сможете применить.
Обычно мы действуем так, как будто то, что мы испытываем, не является нашим собственным. Мы реагируем так, как будто он принадлежит кому-то другому. Иногда мы говорим об этом так, как будто это наши родители, муж, дети, босс, кто-то другой во всем виноват. Мы видим в этом что-то плохое, поэтому это не должно быть нашей собственностью.
Такой образ мышления — это проблема. Всё это — вы, и принадлежит вам. Если вы подумаете об отношении родителей, когда у них есть дети, каким бы непослушным или «уродливым» ни был ребенок, родители не скажут: «Это не мой ребенок». Даже если ребенок кричит и кричит на родителей, они не вышвырнут его из дома. Вместо этого родители обнимают и принимают его. Вместо того чтобы бить, они пытаются понять, чего хочет ребенок. Может быть, свет слишком яркий, может быть, ребенку холодно, может быть, ребенок голоден. Поймите, чего хочет ребенок. Это то, как вы должны относиться к своим эмоциям. Ваши эмоции — это ваш ребенок, поэтому вам не нужно их отталкивать, вы должны их принять.
Второй метод глубок и практикующие Махамудру могут его применять. Вы можете сказать, что это подобно пространству или зеркалоподобной мудрости. Хорошие мысли или плохие мысли, положительные или отрицательные, пусть все они возникают без осуждения, без анализа, без навешивания ярлыков, без подталкивания или попыток избавиться от чего-либо. В этом случае вам даже не нужно принимать, уважать и понимать их.
В этом методе нет субъекта, нет объекта, поскольку субъект должен принять объект. Это похоже на отражение на поверхности зеркала. С дуалистической человеческой точки зрения кажется, что есть субъект — зеркало — и внешний объект, который отражается. Но, с точки зрения зеркала нет ни субъекта, ни объекта.
Поэтому в этом методе номер два, с точки зрения зеркалоподобной мудрости — Дхармакайи, нет ничего уродливого или прекрасного, нет ничего хорошего или плохого, нет правильного или неправильного. Такого рода понятий вообще не существует.
Так что пусть все будет отражено, но без отрицания, подталкивания, навешивания ярлыков или осуждения.
Если этот пример не ясен, то есть другой пример: оно подобно пространству. Пространство безгранично, оно везде, но в то же время его нет нигде. Солнце встает и садится. Появляются времена года: лето, весна, осень и зима; все они приходят и уходят. То же самое с землёй, луной и всеми звёздами. Пространство всегда есть, не участвуя, не вовлекаясь. Пространство никогда не думает: «О, идет дождь – мне это не нравится; о, гром и темно — мне страшно; день яркий — я счастлив, теперь мне хорошо».
Пространство остается в невозмутимости. Оно такое с незапамятных времен и будет таким до бесконечности. С точки зрения пространства нет неба, солнца или луны, нет «я» как отдельной вещи. Человек думает с точки зрения человеческого двойственного воззрения: О, пространство это пространство, а луна это луна, солнце это солнце, земля это земля. Однако с точки зрения пространства, нет ничего такого что можно было разделить на это и то.
В этом смысле, безграничное пространство всегда находится в состоянии недвойственности. Опять же, понятие двойственности и недвойственности дано людьми. Недвойственность — это естественное состояние каждого результата. Мы даем разные названия недвойственности. Махамудра — это недвойственность, дхармакайя — это недвойственность, Дзогчен — это недвойственность, Будда означает недвойственность, природа Будды означает недвойственность, высшая истина означает недвойственность, духовный дом означает недвойственность, пробуждение означает недвойственность. Итак, все включено в недвойственность.
Разные названия, но суть одна. Что означает не разделяй, оставь все как есть. Это метод номер два, когда вы позволяете возникать любой негативной, тревожащей эмоции, но не относите ее к категории, не называя ее плохой или хорошей. Вы просто позволяете этому чувству быть. Не классифицируя, не подталкивая, не пытаясь от чего-то избавиться.
Ранг риг (тиб. རང་རིག) значит, быть в состоянии недвойственности по отношению к самому себе. Это очень интересно. Это означает, что когда человек идет глубже, не обращая внимания на беспокоящую эмоцию, говоря: «Я плохой» — с точки зрения самой эмоции, это, по сути, недвойственность. Сама эмоция не отделена ни от чего. Это мы сами называем себя «плохими» и тем самым создаем свои собственные страдания. В этом же случае «ранг риг» представляет то, что каждая эмоция и мысль имеют свой собственные способности, чтобы самостоятельно распознавать себя в состоянии недвойственности, в пробужденном состоянии. Так по сути, и возникает недвойственность; но, навешивая ярлыки с точки зрения третьего лица, мы создаем целую проблему.
Если вы позволите эмоциям проявиться такими, какие они есть, все будет иметь сущность пробуждения таким, каким оно явялется. Поэтому, метод номер два — не вовлекаться в процесс как третье лицо; просто расслабьтесь и позвольте этому возникнуть. Все мысли вернутся в состояние духовной истины, которая является состоянием пробуждения, недвойственности. Это довольно сложно.
Я предлагаю новичкам применить метод номер один. Как только они освоят его и смогут применить, номер один автоматически приведет их к методу номер два.
Если вы сразу перейдёте к методу номер два, он иногда может быть слишком абстрактным и как следствие, быть трудным для понимания умом склонным к двойственной оценке Поэтому я предлагаю вам использовать метод номер один в самом начале, и вы будете более сострадательны к себе, что также важно.
Любите себя, почитайте себя, примите себя, свои эмоции, свои негативные мысли, свои сожаления — это ничто иное, как вы сами. Поэтому, когда вы начнете любить свои эмоции, обнимать их, вы почувствуете себя более комфортно с самим собой. Вы получите гораздо больше пространства и любви внутри себя. Вибрация любви внутри вас преобразит окружающих вас людей. Начните делиться этой внутренней любовью со своим супругом, детьми, коллегами, а затем включите в неё незнакомых людей. Это истинное сострадание, вытекающее наружу. Как полная бутылка, она естественным образом переполняется. Как только вы начнете любить себя, вы начнете любить больше людей.
Когда вы прощаете себя, Бодхичитта автоматически активизируется. Потому что, если вы не принимаете свои собственные эмоции, если вы не принимаете свои собственные негативные мысли; если вы отвергаете их, если вы изгоняете их, если вы отрицаете их, внутри вас всегда будет война. Независимо от того, как сильно вы притворяетесь хорошим человеком снаружи, если вы пытаетесь улыбаться и следовать моральной этике, будьте добры к своим родителям и друзьям; внутри идет война. Это только вопрос времени, прежде чем ты навредишь себе, прежде чем это вырвется наружу с близкими тебе людьми. Тогда люди будут шокированы: о, что, черт возьми, с ним случилось?.. Он был хорошим мужчиной или хорошей женщиной, что он сделал?
Это значит, что он просто притворялся! Безумие… было подавлено, спрятано внутри него. Вот почему мы называем его «фальшивой Бодхичиттой» . Чтобы иметь настоящую Бодхичитту, вы должны начать любить и заботиться о себе. Создайте мир внутри, а затем автоматически мир распространится вовне. Люди начнут наслаждаться вашей гармонией и покоем.
Как только вы это поймете, тогда будет очень легко применить метод номер два, потому что мир и спокойствие будут внутри. Удачи всем и, пожалуйста, начните понимать себя, уважайте себя и не боритесь со своими эмоциями. Примите их, почитайте их и поймите их.