Презентация Сесиль о Шине, Лхактонг, Махамудре

1. Объекты в практике шине

Разница между

  • Объект медитации
  • Образ, возникающий в уме, когда он фокусируется на этом образе
  • Ум, который фокусируется

Различные способы успокоения в Спокойном Пребывании — Успокоение с физической опорой — Успокоение без физической опоры — Успокоение в сущности

2. Объекты в практике шине

Различные категории объектов с физической опорой

  • Нечистые: визуальные объекты (камень, цветок…), стихии (земля, огонь, вода…), звуки, вкусы, дыхание… Чистые: изображение Будды, семенной слог, атрибуты…
  • Различные категории объектов без физической опоры = Нематериальная опора — Нечистые: Медитация на непостоянство, на Визуализируемые объекты/будды / йидам
  • Медитация на целое — Медитация на части целого

3. Ум, который фокусируется

9 навыков практики Шине

  1. Чтобы успокоить ум внутренне
  2. Постоянно успокаивать ум
  3. Прочно установить ум
  4. Чтобы успокоить ум интенсивно
  5. Тренировка вдохновения и радость избавляющая от отсутствия интереса в самадхи.
  6. Успокоить ум (Видя дефекты отвлечения)
  7. Полностью успокоить ум (устранить все нарушения, усталость…)
  8. Стабилизировать ум в непрерывном, однонаправленном состоянии
  9. Чтобы успокоить ум в невозмутимости = shiné = спокойное и ясное состояние / спокойное пребывание спонтанное, без усилий, естественное спокойное пребывание.

6 сил

  1. Сила слушать и учиться / полагаться на подлинных учителей и писания (1/1)
  2. Сила размышления (1/2)
  3. Сила осознанности (1/3 и 4)
  4. Сила ясного знания (1/5 и 6)
  5. Сила напряжения (1/7 и 8)
  6. Сила знакомства(→ 9)

Уровни плодов шине (без лхактонга)

  •  Полная податливость ума
    Тщательная податливость тела Однонаправленный фокус

    • 4 уровня сферы форм (разделены на 17 подуровней)
    • 4 уровня сферы бесформенного (бесконечное пространство, бесконечное
      сознание, ничто, ни восприятие, ни не восприятие)

Эти уровни шине являются необходимой опорой для медитативной стабильности, обсуждаемых в сутрах и тантрах.

Если они реализуются отдельно от лхактонг, то являются причинами для перерождения в сферах форм и бесформы (непрерывных состояниях спокойствия) без прохождения через бардо.

4. Четыре уровня плода шинэ (без лхактонга)

Поэтому для медитирующего, который желает освобождения от циклического существования и хочет принести пользу живым существам как бодхисаттва, развитие глубокого прозрения, или випашьяны, является необходимым. Это подводит нас к вопросу о том, как сочетать випашьяну с шаматхой. Шаматха-это медитация, в которой ум погружается в состояние покоя и ясности. Медитирующий постоянно держит ум в фокусе, свободном от всех отвлекающих факторов. Однако в шаматхе медитирующего не интересует истинная природа реальности или вопросы, касающиеся отсутствия самотождественности и истинной природы ума. Вот что такое випашьяна. Однако, випашьяна нуждается в шаматхе как в опоре. Ум должен быть спокойным и ясным, чтобы он мог глубоко заглянуть в свою истинную природу и открыть окончательную истину.

Шамар Ринпоче: Безграничная мудрость (Издательство «Райская птица», 2018), стр. 63.

5. Випашьяна (Лхактонг) — Глубокое Прозрение

Три типа випашьяны

  • концептуальная и аналитическая випашьяна
  • неконцептуальная випашьяна, практикуемая в шравакаяне и пратьекабуддхаяне
    (пять совокупностей / самоотверженность) = випассана
  • неконцептуальная випашьяна, практикуемая в Махаяне или бодхисаттваяне (самоотверженность + отсутствие сущности явлений)

6. Випашьяна (Лхактонг) — Глубокое Прозрение

Четыре ступени випашьяны (в соответствии с общей колесницей)

  • Знание, что воспринимаемые объекты не имеют внешнего существования
  • Знание, что воспринимающий ум не имеет истинного существования
  • Знание, что ум, свободный от объекта и субъекта, не имеет истинного существования .
  • Видение таковости.

    Глядя на объекты, я вижу их как беспредметный ум;
    Глядя на ум, ум отсутствует, пуст от сущности;
    Глядя на оба, двойственность освобождается там, и тогда я осознаю истинную природу ума, которая есть ясный свет.

                                                                        Третий Кармапа, Устремление Махамудры


Традиции

  • пандитская традиция аналитической медитации
  • кусалийская традиция установочной медитации.

7. Випашьяна (лхактонг) — Глубокое Прозрение

Дагпо Таши Намгьял (ок. 1512-1587), выдающийся мастер Кагью и Сакья, автор труда «Лунный свет Махамудры», тщательно исследовал эти две противоположные точки зрения. Он пришел к выводу, что медитация кусали должна в конечном счете быть практикой выбора. Однако он также советовал, чтобы этому предшествовала некоторая аналитическая медитация. Без этого есть риск, что вы не поймете смысла практики и просто будете культивировать состояние тупости. После того как вы закончите аналитическую медитацию, вы должны перейти к медитации успокоения, чтобы получить доступ к истинно освобождающему типу випашьяны. Аналитическая медитация очень эффективна для того, чтобы прийти к выводу, что объекты чувств по своей сути пусты. Это нетрудно понять. Однако в контексте практики Махамудры важно не доказывать несуществование внешнего объекта с помощью аналитической дедукции. Важно понять истинную природу ума. В этом отношении аналитическая медитация полезна лишь в ограниченной степени. Вы можете с пользой заниматься этим до тех пор, пока не начнете ошибочно принимать мысленно сфабрикованные выводы за истинную природу ума. Истинную природу Ума можно познать только через непосредственный опыт. Это и есть кусали-медитация непосредственного пребывания или успокоения. Поэтому аналитическая медитация хорошо работает на начальных стадиях, но только медитация кусали может привести нас к полному просветлению

Шамар Ринпоче: Безграничная мудрость (Издательство «Райская птица», 2018), стр. 88

8. Махамудра

Гампопа представил учение Махамудры с трех точек зрения:
• как учение сутры путем концептуального понимания
(ср. випашьяна в общей колеснице) = путь удаления
•  как путь благословения в контексте тантрических практик = путь трансформации
• как путь непосредственного опыта = путь познания сущностных Учений, исходящих от Сарахи и Майтрипы также называемых:
“умственная не вовлеченность» (amanasikāra ; yi la mi chépa),
«прямой путь»,
«квинтэссенция подхода»,
«сияние ума»,
«практика совместного возникновения» (sahaja; Ihen chig kyépa)

Шамар Ринпоче: Безграничная мудрость (Издательство «Райская птица», 2018), стр. 86 

9. Махамудра шаматха

Махамудра-шаматха отличается от других медитаций шаматхи тем, что другие требуют опоры, чего-то, на чем можно сосредоточиться, что может быть либо дыханием, либо любым другим внешним или внутренним объектом.
С другой стороны, в Махамудра-шаматхе ум без усилий пребывает в самом себе, осознавая себя. Поскольку его отличительной формой практики является Махамудра, мы возможно, можем назвать ее необычной шаматхой. Она образует ранние стадии практики Махамудры и в целом состоит из двух частей: вазового дыхания используемого в начале, и собственно практики шаматхи, которая не имеет никакой поддержки.

Шамар Ринпоче: Безграничная мудрость (Издательство «Райская птица», 2018), стр. 106

В результате практики вазового дыхания ум естественным образом остается ясным, сосредоточенным и незанятым. В этом свободном от мыслей состоянии ума вы чувствуете себя свежым и энергичным. В то же время ум просторен, свободен, ясен, устойчив и очень хорошо сфокусирован. Теперь вы можете поддерживать это состояние без внешних средств поддержки и без определенной точки отсчета. Это Махамудра шаматха.

10. Махамудра випашьяна

Махамудра випашьяна отличается от обычной випашьяны тем, что не прибегает к концептуальному анализу природы явлений или природы ума. В этот момент вы уже не исследуете ум или явления аналитически, а исследуете их эмпирически. Вы смотрите прямо на ум.

Начните медитацию с Махамудры щаматхи, позволяя вашему уму отдыхать без отвлечения в ясном, бдительном, свежем состоянии непрерывно в течение длительного периода времени. Хотя настоящая медитация Махамудры випашьяны не имеет анализа, на ее предварительных стадиях обычно требуется определенное количество концептуального исследования. Созерцая, например, атрибуты ума или проверяя, имеет ли он какую-либо форму или цвет, или пытаясь исследовать, на что он похож, вы становитесь все более твердо решенными, что природа ума пуста от всех атрибутов и измерений, за пределами всех концептуализаций и определяющих знаков.

Когда вы пытаетесь проследить корни ума, вы эмпирически обнаруживаете, что у него нет ни причины, ни источника. Без основы или источника ум не существует. Без основания или происхождения ум можно сравнить с необъятностью пространства. Когда вы смотрите на пустое пространство, вам нечего видеть. Точно так же, когда вы смотрите в сам ум, вам не на что смотреть. Это не то, что можно обнаружить или идентифицировать. Ум-это не то, что вы можете где-то найти. В тот момент, когда вы осознали истинную природу ума вне всяких сомнений, вы достигли высокого уровня реализации, ума мудрости.