Вопрос: Как перейти от плотоядного питания к вегетарианскому?

назад

Вопрос : Как перейти от плотоядной диеты к вегетарианской?Чогьял Ринпоче: Это очень хороший вопрос, и у меня есть собственный опыт. Я вырос в тибетской буддийской культуре, и у нас есть привычка использовать мясо. Когда я был ребенком, не знал разницы между есть мясо и не есть мясо. Когда я вырос, многие люди спрашивали меня, в том числе люди, не верящие в буддизм, почему вы, буддисты и те кто следует учению Будды, до сих пор едите мясо?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я спрашивал совета у многих старших практикующих тантрический буддизм. Некоторые из них сказали, что я привык к этому с тех пор, как начал есть его, когда был ребенком. Некоторые люди используют более философские принципы, чтобы ответить мне, что все есть пустота и нет никакой разницы между употреблением мяса и употреблением овощей. Некоторые люди ответили, что это нормально. Наше тантрическое учение принадлежит Ваджраяне. Если мы будем есть мясо, это будет полезно и этим животным, потому что, совершая добрые дела, мы можем посвятить заслуги их пострадавшим телам и умам. Некоторые пожилые люди, практикующие тантрический буддизм, ответили мне, что после того, как вы едите мясо, повторяете мантры и посвящаете заслуги своих ежедневных добрых дел животным, то они получат освобождение из мира животных в лучшие места.Поэтому я продолжал есть мясо, и когда другие спрашивали меня, я использовал ответы, данные мне старшими. Позже, благодаря более глубокой практике, я обнаружил, что неуместно говорить о сострадании и равенстве всех живых существ, но при этом есть мясо животных. Думая об этом, мне стало очень грустно, поэтому я начал отказываться от мяса. Когда я перестал есть мясо, друзья посоветовали мне, что это нехорошо для моего тела. В мясе много питательных веществ. Если вы вдруг перестанете есть мясо, это нанесет большой вред вашему организму. Вы не сможете хорошо практиковать. Как человек, вы не можете хорошо заботиться о себе. Нехорошо разрушать тело и не иметь возможности хорошо практиковать. Другие говорят, что если вы не едите мяса, потому что боитесь навредить жизни чувствующих существ, вы не можете есть яйца, пить молоко и есть овощи, потому что при выращивании овощей распыляется много пестицидов для уничтожения насекомых, и этот процесс может привести к гибели тысяч насекомых, поэтому овощи оказываются тоже с большим количеством погибших живых существ.

Эти размышления смущали мой ум. Поскольку раньше у меня была привычка есть мясо, по этому не мог удерживаться от вкусных мясных блюд, когда видел их. В результате мне не удалось бросить есть мясо, и я снова начал есть мясо. От этого у меня было чувство вины, каждый раз. Но мои вкусовые пристрастия не позволяли мне сразу противостоять этим искушениям. Однажды я внезапно почувствовал, что, будучи учителем для других и образцом для подражания для многих, оправдывая себя только потому, что хотел есть мясо, несмотря на влияние моих действий на других, от этого чувство вины у меня было ещё больше. Тут моя решительность увеличилась и мне удалось  снова отказаться от мяса. Несколько раз пробовал не есть мясо хотя бы в полнолуние. Позже некоторые друзья из моего окружения сказали мне: Будда сказал, что мы, практикующие, должны есть все, что нам дают другие, и нам не должно это не нравиться. Если другие дают нам фрукты, мы должны есть фрукты, если другие дают овощи, мы должны есть овощи, и если другие дают нам мясо, мы должны есть мясо. Некоторые друзья предложили мне угощение из мяса: Ринпоче, съешь это. Поэтому я, у которого уже было желание есть мясо, снова начал есть мясо. Конечно, я также говорил другим, что вообще не ем мяса,  но если мне его предложат то кончно использую для питания.Но однажды в глубине души я почувствовал, что я плохой практикующий, и решил отказаться от мяса. Впервые я делюсь этим реальным опытом. Теперь я не ем мясо в присутствии других и не буду есть на едине, потому что у меня больше нет желания есть мясо.

Чтобы достичь цели отказа от мяса, я использовал три метода. Например, есть его можно только в воскресенье. Второму методу меня научил кто-то. Они сказали, что многие болезни в наши дни происходят от мяса. Согласно исследованиям, овощи намного полезнее, чем употребление мяса. Особенно сейчас, когда в ресторанах все больше нездорового мяса добавляют в пищу и продают потребителям. Третий метод для меня также оказался самым эффективным. Я посмотрел много видеороликов, пропагандирующих вегетарианство. Когда я увидел травмы, борьбу и крики этих животных, я глубоко осознал, что люди причиняют животным страдания. Они были настолько эгоистичны, что они хотели убивать родителей, детей, бабушек и дедушек других животных, чтобы удовлетворить свои собственные желания. Это еще больше укрепило мою решимость отказаться от мяса. Вы также можете попробовать эти три метода.Вообще говоря, в буддизме Махаяны и Тхеравады нет привычки есть мясо. Только тибетский буддизм имеет привычку есть мясо. Это тесно связано с окружающей средой. В Тибете большая высота, разреженный воздух и холодная погода, поэтому выращивать много овощей невозможно, поэтому люди могут полагаться только на мясо в качестве источника энергии и калорий. В результате любовь к мясу стала национальным характером или традиционной культурой под влиянием окружающей среды. Буддизм распространился в Тибете в конце VII и начале VIII веков, а буддизм и тибетская традиционная культура были объединены в тибетский буддизм. Позже, после того как тибетская культура распространилась на зарубежные страны, такие как Индия и Непал, многие учителя продолжали есть мясо, эта привычка передалась нашему поколению.

Некоторые умные люди находят повод сказать, что животное убито и превращено в мясо. Даже если мы его не едим, оно все равно мертво. Более того, если мы его едим, мы тоже можем посвятить ему заслуги, что будет большим благом для их сознания. Некоторые люди также скажут, что если я не буду есть мясо, это будет вредно для моего здоровья, и я заболею. В прошлом Архаты ели килограммы сырого мяса и рыбы. Мы следуем за Архатами, поэтому не имеет значения, едим ли мы мясо.

Я хочу сказать, что тело принадлежит вам, ум принадлежит вам, и это ваша собственная практика. Легко найти оправдания, чтобы объяснить другим, но тщательно спросите самих себя в своем сердце. Мы можем обмануть других, но мы не можем обмануть свое сердце. Ответ лежит в вашем собственном сердце. Поэтому, если меня как практикующего спросят, что произойдет, если я буду есть мясо, и что произойдет, если я не буду есть мясо? Я хочу сказать: когда я ем мясо, я чувствую, что мое тело становится очень тяжелое, я думаю, это потому, что мясо производится путем убийства, поэтому перед смертью жертвы испытывают страх и гнев, что крайне негативно влияет на энергию этой жизни, а также на кровь и клетки всего тела, поэтому иногда при употреблении разного мяса действительно можно ощутить эмоции страха и гнева разных животных. Иногда я могу чувствовать себя затронутым этими переживаниями во время медитации.

Поэтому я, как практикующий, до сих пор чувствую глубокую вину, когда ем мясо. Позже, после того как я отказался от мяса, я почувствовал, что мое тело стало легче, я мог быстрее и глубже успокаиваться во время медитации, я также мог чувствовать увеличение энергии и более сильную энергию при повторении мантр. У вас также появится своего рода уверенность в себе, что вы действительно практик.Люди, которые по-прежнему испытывают сильное желание есть мясо, всегда могут найти лучшее оправдание. Если вы решите отказаться от мяса и начнете действовать, рано или поздно вы сможете отказаться от него. Как настоящий практикующий, спросите себя внимательно и подумайте, почему вы едите мясо? Поскольку у нас есть огромное желание есть мясо, мы продолжаем его есть, даже несмотря на то, что знаем, что очень многим животным причиняется вред. Подумайте, как нам больно, когда нас укалывают иглой. А этих животных убили каким либо способом. Я не могу себе представить их боль.

С другой стороны, мы говорим о сострадании и хотим освободиться ради всех живых существ, но вместо этого едим плоть всех живых существ. Я чувствую, что как практикующий между этими взглядами существует большой конфликт или противоречие. Да, отказаться от мяса людям, которые уже едят мясо, непросто. Это так же сложно, как отказаться от алкогольной зависимости, и это тоже большая проблема.

Но как только мы сможем преодолеть эту проблему, мы сможем достичь великих достижений в духовной практике. А сейчас все больше храмов тибетского буддизма стали воздерживаться от мяса. Благодаря технологическому прогрессу люди в Тибете также могут есть много овощей, поэтому многие тибетские храмы начали отказываться от мяса, в том числе некоторые тибетские буддийские храмы в Индии. Они также начали отказываться от мяса и делают это уже сейчас. Я слышал об этом движении более 10 лет назад и тоже очень рад этой новости.

Полезно ли есть мясо или нет, я не знаю. Но как практикующему мне неудобно есть мясо, поэтому я бросил. Но вам решать, подходит ли это для вас.

Если вам это нравилось, поделитесь этим с другими, чтобы больше людей могли почерпнуть из этого мудрость, спасибо.

Пожалуйста, подписывайтесь на телеграмм канал, https://t.me/chogyalrussia
Chogyal Rinpoche