Для просмотра материалов нажмите ссылку
https://disk.yandex.ru/i/g4O_M7KFW3TAbA
В седьмой главе «Сутры о мудрости и глупости» упоминаются телесные признаки Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов царской дочери, явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков — хохолок на макушке, отливающий лазурью».
Тридцать два великих признака тела Будды называются также тридцатью двумя признаками великого человека. Под Великим человеком имеется в виду тот, кто в этой жизни становится Победителем в Истине, Татхагатой или Королём, Поворачивающим Колесо, то есть Чакравартином, возвращающим мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.
Будда традиционно изображается с тридцатью двумя признаками великого человека (Санскр. mahāpuruṣa lakṣaṇa)[4].
Тридцать два признака описаны в сборнике Сутта-питаки — Дигха-никая, в буддийском тексте Маджджхима Никае (Брахмайю сутта МН 91)[5].
1.Руки и ноги округлые.
2.Ноги, подобные «черепахе».
3.Пальцы рук соединены перепонками.
4.Руки и ноги мягкие и пухлые, как у молодого.
5.Семь (главных частей тела) выпуклые.
6.Пальцы рук длинные.
7.Пятки ног широкие.
8.Тело массивное и прямое.
9.Колени ног не выдающиеся.
10.Волосы на теле направлены вверх.
11.Голени (икры), как у чёрной антилопы энея.
12.Руки длинные и красивые.
13.Половой орган скрыт.
14.Кожа золотистого цвета.
15.Кожа нежная и тонкая.
16.Кончики волос на теле завиваются кверху. Завитые кверху волосы на теле сине-чёрные, цвета мази для глаз, завиваются вправо.
17.Лицо украшено невидимыми волосинками.
18.Туловище, как у льва.
19.Запястья спереди округлые.
20.Плечи широкие.
21.Превращающий неприятный вкус в приятный.
22.Пропорциональное тело, как дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha — «вниз растущее»).
23.Ушниша на голове (его голова, как тюрбан).
24.Язык длинный и красивый.
25.Голос подобен голосу Брахмы.
26.Щёки, как у льва.
27.Зубы совершенно белые.
28.Зубы ровные.
29.Плотно прилегающие зубы.
30.У него сорок зубов.
31.Глаза подобны сапфиру[7].
32.Ресницы глаз, как у быка.
В Тибете и Таиланде ушниша на голове Будды имеет вид наконечника копья или языка пламени. Это, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот камень известен буддистам как «чинтамани» — камень, исполняющий все желания.
Ушниша является особым «органом», позволяющим Будде общаться с окружающими в особой сущности. По писаниям, некоторые учения Будда передавал окружающим не словами, а с помощью света, исходящего из ушниши[8].
В описании тридцати двух признаков великого человека в сутрах первоначального буддизма и поздних сутрах буддизма Махаяны («Лаккхана сутта», «Амбаттха сутта», «Сутра о тридцати двух признаках», «Сутра о бесконечном», «Сутра неисчислимых смыслов», «Саддхарма-пундарика-сутра») есть некоторые различия.
80 вторичных признаков
80 вторичных признаков Будды описываются в дошедших до нас Агамах китайского буддийского канона[9]. По данным Гуан Синя (Guang Xing)[10], 80 вторичных признаков связаны с 32 основными признаками, а в целом, они дают более подробное описание Будды в реальном теле. В Сарвастивада ставится вопрос о соотношении главных и второстепенных знаков, и дается разъяснение, что второстепенные признаки также очень важны и не должны смешиваться с основными, подобно тому, как «цветы в лесу придают деревьям своеобразие». 80 второстепенных признаков стали значимыми, поскольку вошли в направления буддизма, включая Махаяна и буддийские традиции. В Палийской литературе 80 вторичных признаков можно найти в жизнеописаниях Будды, высших личностей пратьекабудд, монахов и монахинь — Ападана (Apadāna) и в буддийском тексте Вопросы Милинды (Milindapañha)[11].
1.Ногти цвета меди.
2.Цвет ногтей масляный.
3.Ногти выпуклые.
4.Пальцы округлые.
5.Пальцы широкие.
6.Пальцы симметричные.
7.Вены тела незаметные.
8.Вены без узлов.
9.Лодыжки скрытые.
10.Ноги ровные.
11.Идущий походкой льва.
12.Идущий походкой гуся.
13.Идущий походкой слона.
14.Идущий походкой вожака стада — быка.
15.Поворачивающий только вправо.
16.Идущий красивой походкой.
17.Идущий прямо (не качаясь).
18.Тело круглое.
19.Тело очищенное.
20.Тело пропорциональное.
21.Тело чистое.
22.Тело нежное.
23.Тело исключительно святое.
24.Тело, полностью достигшее признаков Будды.
25.Осанка прекраснейшая.
26.Идущий ровным шагом.
27.С чистыми глазами.
28.Тело, как у молодого.
29.Тело, не знающее печали.
30.Тело грузное.
31.Тело плотного сложения.
32.Члены тела чётко выделены.
33.Голос при наставлении чистый.
34.С округлённой поясницей (полная талия).
35.С боками ровными.
36.С боками не искривлёнными.
37.Живот подтянутый.
38.С глубоким пупком.
39.Фигура чуть повёрнута направо.
40.Приятное поведение.
41.Все поступки благородные.
42.Не имеющий тёмных родимых пятен.
43.Руки нежные, как хлопчатник.
44.Линии рук ясные.
45.Линии рук глубокие.
46.Линии рук длинные.
47.Лицо не очень продолговатое.
48.Губы красные, как персик.
49.Язык мягкий (эластичный).
50.Язык тонкий.
51.Язык красный.
52.Голос подобен голосу дракона.
53.Голос нежный и мягкий.
54.Зубы круглые.
55.Зубы острые.
56.Зубы белые.
57.Зубы ровные.
58.Зубы симметричные.
59.Нос горбатый.
60.Нос чистый.
61.Глаза большие.
62.Густые ресницы.
63.Глаза, подобные лепесткам лотоса.
64.Брови длинные и тонкие.
65.Брови мягкие.
66.Брови лоснящиеся.
67.Волосы ресниц ровные.
68.Руки длинные и широкие.
69.Уши ровные.
70.Органы чувств без расстройств.
71.Лоб красиво поставленный.
72.Лоб весьма широкий.
73.Голова широкая.
74.Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
75.Волосы густые.
76.Волосы мягкие.
77.Волосы не растрёпаны.
78.Волосы гладкие.
79.Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.
80.Руки и ноги украшены благородными узорами любви и знаками счастья
1) его ногти имеют медный оттенок, потому как ум Будды достиг высочайших пределов (высший предел имеется ввиду лишен привязанности ко всему обусловленному)
2) его ногти блестят, потому как наивысшей (конечной) целью для Будды является польза живым существам
3) его ногти крупные, так как Будда всегда рождался в знатных семьях и имел возвышенное происхождение
4) его пальцы закруглены, потому как Будда никогда не собирал сплетен
5) его пальцы большие, потому что он полностью воплотил в жизнь все добродетели (накопил все корни благодеяний заслуг)
6) его пальцы имеют конусовидную форму, потому как Будда совершенен в (постижениях) трех колесниц
7) его вены не видны, потому что тело, речь и ум Будды всегда спокойны и умиротворены (отказался от 10 неблагих дел, и неправильного образа жизни)
8) его вены не спутаны, потому как Будда свободен от клещ скорби и огорчений (так освободился от узлов или пут клещ)
9) его щиколотки не имеют выступов, потому как Будда имеет понимание (сокрытых) высочайших феноменов
10) ноги его одинакового размера, потому как Будда всегда стремился помогать живым существам (освобождал живых существ из сансары в целом и других трудных мест)
11) шаги Будды мягки и подобны шагам льва, потому как Будда, словно лев, затмевал (имеется ввиду превосходил) других нехороших людей
12) шаги Будды подобны шагам слона, потому как сам он был подобен слону среди людей (мудр в подавлении опасных нагов)
13) его шаги подобны лебедю, так как Будда пересекает пространство, подобно птице
14) его шаги подобны буйволу вожаку, так как сам Будда (приводил живых существ как знаток к желаемому месту)
15) походка Будды ровна, так как он всегда стремился помогать людям в их предназначении (шел в соответствии окружному пути)
16) походка Будды приятна, так как он имел превосходные навыки в элегантном поведении (шествии)
17) поступь Будды тверда, так как его ум спокоен и недвижим без отвлечений
18) его тело хорошо слажено и привлекательно, потому как все качества Будды чисты и привлекательны (правильно произносил достоинства других)
19) лицо Будды невероятно чисто, потому как он очистился от всех злодеяний (не запятнал три двери проступками)
20) его тело имеет идеальные пропорции, так как находится в тесной взаимосвязи с умами последователей Дхармы (показывает учение в соответствии со способностями учеников)
21) его тело чисто, так как Будда совершал абсолютные (чистые) действия на уровне тела, речи и ума
22) тело Будды очень гладкое, так как ум его невероятно сострадателен
23) тело его чисто, так как его ум очищен от омрачений
24) все знаки на его теле завершены, потому как ум Будды полностью подконтролен благодаря Дхарме (он полностью завершил Винаю, Дхарму, подавляющую клеши и мешающие концепции)
25) тело будды крупно и красиво, так как его внутренний мир широк и прекрасен (часто превозносил достоинства других)
26) его конечности пропорциональны, а его шаги ровные, так как Будда одинаково думает о всех живых существах
27. Его глаза чисты, так как показал чистое Учение, проявляющее только достоинства.
28) его внешность соответствует внешности молодого человека, потому как учения, которые давал Будда, полны примеров и легко понятны каждому
29) тело его крепко, лишено слабости, потому как Будда никогда не находился в смятении, берясь за решение сложных вопросов
30) его тело хорошо слажено, потому как злодеяния, которые были совершены в прошлом, были полностью очищены так как корни заслуг или благодеяний, истинно возвышаются над всем мирским.
31) тело его твердо, так как Будда полостью подчинил себе 4 элемента (исчерпал карму принимающую сансару)
32) его конечностям присущи уникальные особенности, так как Будда вышел за пределы 12 звеньев взаимозависимого происхождения, показал особенное Учение взаимозависимое происхождение в прямом и обратном порядке с причинами и следствиями, чтобы освободить учеников из сансары.
33) Будда обладает чистым и ясным видением (чистым зрением, не загрязненным временным мраком), так как ум его чист и всеведущ, так как смысл его слов начиная от хорошего рождения и нирваны и до конца показаны с чистотой.
34) его талия округла, так как Будда обладает дисциплиной, поддерживающей абсолютное моральное поведение, создал совершенную нравственную дисциплину среди учеников.
35) его талия стройна и изящна, так как Будда очистил все ошибки циклического существования подавил с помощью противоядия ошибки сансары, не замарался и остался чистым.
36) его талия не очень худая, так как эго Будды полностью уничтожено, полностью уничтожена и гордыня
37) его талия ровна, так как учения Будды вечны, противоположны исчезновению, не знают истощения
38) его пупок глубок, что явилось следствием высочайшего понимания глубокой Дхармы
39) его пупок закручен вправо, так как учения Будды, передаваемые последователям, были исчерпывающими (его практические советы полностью удерживались учениками в меру их способностей)
40) тело положения тела Будды так красиво, потому как последователи его учения совершают красивые поступки на уровне тела, речи и ума
41) его поступки совершенны (поступки тела речи и ума), так как ум Будды чист и лишен омрачений
42) его тело лишено прыщей (черных точек и родинок), так как учение Будды не ослабевает, Будда не показывает неправильные пути и несвоевременные учения.
43) его руки мягки как хлопок (пух), потому как учение Будды такое же мягкое, как хлопок (его Учение является причиной удобства для тела речи и ума)
44) на его руках очень явные линии, потому как он способен помочь реализоваться всем живым существам (не делил людей на своих и чужих и обрел большие ясные заслуги)
45) линии на его руках глубоки, так как ум Будды глубок и изящен (он довел до предела совершенства постижение глубокой дхармы)
46) линии на его руках длинны, потому как Будда очень терпеливо передавал учение (на временном этапе легкое, на конечном приносящее пользу, многократно показывал Учение)
47) лицо Будды не слишком вытянуто, что явилось следствием развития последователей его учения (полностью показал практики, соответствующие многим поколениям учеников)
48) его лицо светится (отражается в себе самом???, а губы красные как цветок (вимба)), так как он постиг, что внешний мир (сосуд) и внутренний мир (живых существ) подобны иллюзии.
49) его язык мягок и нежен, потому как Будда влиял на своих учеников с мягкостью, используя добрые слова (он усмирял всех учеников мягкими словами)
50) его язык ровен, правильной формы, так как все характеристики Будды находятся на очень высоком уровне (указал много соответствующих доводов и логик для знаний или достоинств)
51) язык его красного цвета (показал дхарму, подавляющую клеши — винаю, что трудно для понимания людьми с детским мировоззрением, имеющими отпечатки цепляния за «я и мое»)
52) речь его громка, бесстрашна, лишена всяческих сомнений (его речь громогласна, так как он не имеет страха и сомнений,)
53) его речь очень любезна, вежлива и мягка, Будда говорил своим ученикам очень добрые слова
54) его клыки округлы, тык как Будда свободен от запутанностей, возвращающих в сансару (свободен от пристрастности и других девяти сансарических привязанностей)
55) его клыки остры, так как Будда делал острыми умы своих учеников (усмирял большинство клеш у трудно усмиряемых учеников)
56) его клыки белые, так как Будда с помощью своего учения способен разрушать скорбь и тоску (дхармой – винаей подавил клеши)
57) его клыки одной формы, так как Будда придерживался воззрения о том, что реализация сансары и нирваны обладают равностностью (находится на уровне, постигающем равность сансары и нирваны)
58) его клыки конусовидной формы, так как его учение способно развиваться от грубого понимания к очень тонкому (он постепенно указывал ясные постижения трех колесниц)
59) его нос выдается вперед, что является союзом мудрости и пустоты (его метод пребывает в высшей мудрости, постигшей пустотность)
60) нос его чист, так как ученики Будды имеют к нему неколебимое доверие (обладал совершенными качествами чистоты помыслов)
остальной материал в стадии подготовки…..